Продолжая тему о героической подлодке Щ-320, на которой воевал наш земляк Леонид Иванович Мареев, мы приводим материалы об истории гибели субмарины и о результатах поисковой экспедиции, обнаружившей ее в водах Балтики спустя 75 лет.

Подводная лодка класса «Щука» – «Щ-320» была спущена на воду в феврале 1935 года. В советско-финляндскую войну субмарина совершила 2 похода. С начала Великой отечественной войны подлодка совершила 4 боевых похода, на ее счет засчитано потопление трех транспортов противника. Члены экипажа были награждены орденами и медалями, а командир И.М. Вишневский – орденом Ленина.

За мужество и воинское мастерство экипажа подводная лодка «Щ-320» 23 октября 1942 года награждена орденом Красного Знамени. О том, что корабль стал краснознаменным, ни его командир, ни экипаж так и не узнали. 1 октября 1942 года «Щ-320» вышла на позицию в район к западу от острова Борнхольм. В дальнейшем на связь она не выходила и в базу не вернулась.

Почти 75 лет о субмарине и ее экипаже ничего не было известно, пока в конце апреля 2017 года в ходе проведения поиска в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» остов субмарины был обнаружен на дне. «Щ-320» лежит на глубине 48 м примерно в километре севернее острова Большой Тютерс.

Благодаря по найденным находкам, была воссоздана картина тех трагических событий. Субмарина погибла на пути в район действий, подорвавшись на мине «UMA» заграждения «Зееигель-22» в начале октября 1942 года. Подлодка двигалась на запад, но при форсировании минного поля зацепила носовыми горизонтальными рулями минрепы сразу двух немецких противолодочных мин. Судя по повернутому влево рулю направления, подлодка выполняла маневр уклонения от мины, подцепленной за минреп правым носовым рулем, при этом непроизвольно подтягивая к борту вторую мину, подцепленную левым носовым рулем. В итоге мина, подцепленная по правому борту, коснулась корпуса лодки, но дала осечку. Вторая мина, подцепленная по левому борту, подтянутая движением лодки, взорвалась в районе 1-2 отсеков.

После подрыва часть экипажа в кормовых отсеках субмарины выжила. Подводники пытались покинуть погибшую лодку, вытолкнув торпеду из правого кормового торпедного аппарата. Но выйдя из аппарата на ¾ длины, торпеда, вероятно, застряла в аппарате, или у подводников закончились запасы воздуха. В результате все эвакуационные пути оказались закрыты, все 40 членов экипажа «Щ-320» погибли.

Согласно отчету экспедиции: «Лодка лежит курсом 210, на ровном киле, практически не утонув в грунте, то есть осмотру доступен весь корпус. Корпус лодки полностью цел, кроме места взрыва мины над левым носовым горизонтальным рулем: район взрыва около 2 м в диаметре, полностью разрушены элементы легкого корпуса, прочный корпус имеет вмятину и трещину длиной более метра и шириной до 20 см.

Защитные щитки ниш торпедных аппаратов на верхних носовых и кормовых аппаратах отсутствуют. Нижние носовые щитки закрыты. Из левого верхнего носового торпедного аппарата на пол метра торчит торпеда, смещенная вперед взрывной волной мины. Из правого кормового торпедного аппарата на ¾ длины торчит торпеда, которую пытались вытолкнуть подводники.

Якорь находится на левом борту и убран в клюз. Оба орудия лодки находятся в походном положении, стволы заткнуты дульными пробками, прицелы сняты. Площадка кормового орудия была круглой с леерным ограждением. Стенки легкого ограждения рубки обвалились от коррозии и воздействия рыбацких тралов, остатки которых висят на рубке, опутывая ее со всех сторон. Обломки ограждения мостика лежат на верхней палубе между носовым орудием и рубкой, и частично на грунте справа от рубки.

На мостике виден нактоуз с закрытой защитной крышкой, колонка управления поворотом руля, репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой, машинный телеграф поверхностного хода, ручки которого стоят в положении «стоп».

Рубочный люк закрыт. Зенитный перископ лодки опущен вниз, командирский перископ выдвинут примерно на метра-полтора из перископной тумбы, и его линза повернута на левый борт. Сам перископ погнут, вероятно, рыбацким тралом. На межперископной балке закреплен репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой.

Винто-рулевая группа лодки полностью доступна для осмотра. Кормовые горизонтальные рули находятся в поднятом на 10-15 градусов положении. Руль направления повернут налево. Носовые горизонтальные рули в положении «ноль». На лодке отсутствуют аварийные буи, их места закрыты листами железа. Оба аварийных люка закрыты.

Рядом с корпусом лодки, на грунте с левого борта напротив кормового аварийного люка лежит якорь от немецкой мины, которая взорвалась и привела к гибели лодки. С правого борта лодки, за носовым горизонтальным рулем лежит якорь еще одной немецкой мины. В 20 м позади него – неразорвавшаяся немецкая мина UMA, со смятыми свинцовыми взрывателями. Вероятно, эта та мина, которую лодка пыталась скинуть с себя».

По материалам сайта www.sovboat.ru (Военно-морской исторический веб-проект «Великая Отечественная под водой»).